Метеориты
Каждый год на поверхность Земли падает несколько сотен различных метеоритов. И лишь 5% из них будут найдены, остальные либо упадут в воду, либо затеряются на суше. Их мало, они всегда эксклюзивны и дорогостоящи. Особенно учитывая тренды последних лет – использование метеоритов для создания уникальных украшений и коллекционного оружия.
Все метеориты делятся на 3 основные группы, которые различаются между собой соотношением железа и силикатов. Самые частые – каменные (Chondrites), они составляют 85-90% всех найденных небесных тел. Самые редкие – железокаменные (Stony-iron meteorites), составляют примерно 1% от общего количества. И третья группа железные метеориты (Iron meteorites), которые почти полностью состоят из железа и никеля.
При этом в космическом металле может содержаться от 5 до 25% никеля, в то время как земное железо никогда не содержит больше 1%. По особенностям кристаллизации железо-никелевого сплава все железные метеориты разделяются на гексаэдриты, октаэдриты и атакситы.
Особого внимания заслуживают октаэдриты. Если такой метеорит распилить, отполировать его поверхность, а затем протравить слабым раствором азотной кислоты, то проявится характерный, удивительно красивый рисунок, очень похожий на морозную роспись на зимнем окне – «видманштеттеновы фигуры».
Термин появился благодаря австрийскому ученому Алоизу фон Видманштеттену, который еще в 1808 году, в ходе экспериментов с кусочками метеоритов, попытался нагреть один из них в пламени горелки. На фотографии изображены «видманштеттеновы фигуры» метеорита Муонионалуста.
Этот узор формируется в процессе кристаллизации металла в ледяном космическом безмолвии, на протяжении многих миллионов лет полета небесного тела. Он состоит из переплетающихся между собой металлических полос, которые по-разному ведут себя при нагревании. Полоски, состоящие из бедного никелем железа, камасита, окисляясь, становятся матовыми.
А полоски из богатого никелем металла, тэнита, мало поддаются воздействию кислорода и остаются блестящими. И чем больше содержание никеля в метеорите, тем тоньше и ажурнее рисунок на срезе. Неудивительно, что мимо этой завораживающей красоты не смогли пройти ювелиры и оружейники. А теперь космической темой заинтересовались и часовщики.
Сложность работы с метеоритом заключается в том, что из-за неоднородной структуры его невозможно обрабатывать автоматически, любые манипуляции с ним – это исключительно ручная работа. Для того, чтобы получить циферблат из метеорита, мастер сначала делает несколько пробных срезов для того, чтобы определить наиболее эффектный узор. А так как до травления конечный результат предсказать практически невозможно, то от специалиста требуется немалый опыт и интуиция. Выбранный срез тщательно шлифуется, доводится до необходимых размеров. И в нем с максимальной точностью, по-прежнему вручную, прорезаются все технологические отверстия.