Мокумэ-Ганэ

Как японская технология поселилась на уральском заводе

Мастера Златоустовского часового завода всегда любили непростые задачи и воспринимали их, как вызов. Вызов себе и своему мастерству. А что может быть сложнее редчайшей, трудоемкой техники работы с металлами, которой владеют всего несколько сотен человек во всем мире. Причем большая часть этих специалистов живет в Японии, потому что эта уникальная технология зародилась именно там. 

Техника мокумэ ганэ («mo» — дерево, «kume» — текстура, «gane» — металл) была изобретена мастером мечей Денбеем Шоами (1651 – 1728 г.г.), проживавшим в префектуре Акито в Северной Японии. Именно он обнаружил, что цветные металлы тоже можно соединять между собой по принципу изготовления дамаска. И что после полировки и специальной обработки такого необычного сплава получается буквально металлическое дерево (отсюда и название), причудливый и удивительно красивый узор на котором никогда не повторяется. 

Златоустовские мастера решили освоить технологию мокумэ-ганэ и использовать ее при изготовлении часов. Казалось бы, что здесь такого? Берем несколько слоев различных металлов, в златоустовских часах используется медь, латунь и мельхиор, соединяем их вместе в брусок и куем… И вот тут и начинаются сложности. Чтобы различные материалы сварились, их нужно нагреть до температуры, близкой к температуре плавления, и тогда при ковке слои металла спекаются между собой – это классическая технология изготовления дамасской стали. 

Но у наших мастеров на руках три разных металла с абсолютно разной температурой плавления, которая различается на нескольких сотен градусов. В то время, когда латунь уже растечется лужицей, мельхиор еще будет оставаться твердым. И это самая главная сложность при использовании технологии мокумэ ганэ – подобрать оптимальную температуру.

И не просто подобрать, а добиться равномерной сварки разных по своему характеру металлов. И это тоже задача задач. Ведь малейшее отклонение обернется браком, появлением неустранимых каверн, которые проявятся только на самом последнем этапе – этапе полировки.

В целом, металлическую заготовку мокумэ ганэ можно сравнить со слоеным пирогом. В нее собирается несколько десятков слоев металла – для циферблата от 50 до 80, для корпуса часов в два раза больше. Все слои нагреваются, многократно проковываются, деформируются, перекручиваются, чтобы внутренние слои оказались на поверхности, и снова проковываются.  В результате на поверхности получается удивительно красивый, цветной рисунок, напоминающий кору дерева. Медь придает ему красноватые оттенки, латунь – желтые, а серебристо-серые тона –заслуга мельхиора.

При этом каждый получившийся экземпляр уникален. И даже точное, посекундное повторение всех технологических этапов с теми же самыми материалами, не позволяет получить пару одинаковых изделий. 

Каждые часы в корпусе мокумэ ганэ или с циферблатом мокумэ-ганэ – единственные в своем роде, вторых таких нет и не будет больше ни у кого!